Если в Новогоднюю ночь девушка обрежет или уколет палец до крови, она непременно в следующем году выйдет замуж.

Нравится

День Ивана Купалы

   Этот красивый и поэтичный праздник повсеместно отмечался многими славянскими народами. 7 июля (по старому стилю – 24) принято было купание в естественных водоёмах: наши предки-славяне полагали, что в этот день отмечает своё рождение домовой.

   Ещё одним атрибутом празднования было разжигание костров – считалось, что огонь очистит не только человека, но и домашнюю скотину защитит от злых духов. А кто выше прыгнет через костёр, тот будет счастливее. Матери в этот день сжигали на костре одежду больных детей, полагая, что вместе со сгоревшими вещами  уйдут и хвори. В эту самую короткую ночь, по поверью, нельзя было спать: разгулявшиеся бесы, оборотни, лешие и прочая нечисть может  напасть на спящего человека и лишить его сознания, а то и жизни. Поэтому люди, особенно молодые,  до утра  водили хороводы,  возносили здравицы светлым силам и просили  о здоровье и благоденствии.
 
накануне Ивана Купалы 
 
   Начиналось гулянье на Ивана Купала ближе к вечеру. Вначале, пустив по кругу собравшихся чашу с хмельным мёдом или брагой, водили хороводы с бубенцами и трещотками, и затем - «хоронили Ярилу» под специальные песнопения. Разыгрывалось целое представление: Ярила падает, над ним причитают и умоляют встать, а  потом все несут чучело к костру. Все поминают его, почившего в бозе, и начинается встреча красного лета. Первое слово принадлежит волхву. Он, глядя на небо и, словно бы обращаясь к богам, распевно  призывает попрощаться с темнотой и засверкать солнцу красному. Его слова подхватывают все собравшиеся, воздавая хвалу Купале Сварожичу.
                                
   Непременной частью обряда было собирание трав – считалось, что такие  растения способны весь год оказывать магическое и целебное действие. Готовили их особым образом:  после сбора их  сбрызгивали ивановской росой, сушили и всячески оберегали от загнивания или какой другой порчи.  Полезным для здоровья считалось и масло, собранное  в этот день  с муравьиной кучи.
 
   Девушки  на Ивана Купалу  опускали в реку венки, к которым прикреплены горящие свечи, и смотрели, как он плывет, потонет или нет, как ведёт себя пламя.  От этого, согласно славянским поверьям, зависит будущность сердечных дел. Сопровождался этот ритуал также благозвучными напевами.

   Часто в воду бросали и просто цветы, и освящённые  травы, в том числе и оберег от русалок – крапиву.  Полностью обнажённые девушки, вволю накупавшись, бегут к костру,  который назывался Купальцем.  И тогда начинается настоящее гулянье со свистом, трещотками, колокольчиками, хороводами, песнями о долгожданном  суженом  и о самом Иване Купале.
 
   Девушки поглядывают на парней и, если кто понравится,  начинают с ними заигрывать, а потом убегают. Парни догоняют, и всё сопровождается смехом, шутками и прибаутками.  Часто в таких игрищах и образовывались пары,  но… далеко не всегда платонически любящие друг друга.  Справедливости ради  следует отметить, что этот праздник православная церковь не приемлет, считая его разнузданным и бесовским. Но что ж поделать – такова наша история, которую мы, современные люди, не можем переделать… 
 
   Торжество происходило под руководством «урядника» - старшего, уважаемого человека. Когда пара сложилась, он спрашивал: «А не обидел кто кого?» Если слышно «да»,  обидчика подвергают символическому наказанию прилюдно.  Празднество заканчивалось пиром у костра: варёные яйца, блины, каша, сбитень, медовуха… А потом, уже ночью, зажигают деревянное колесо и катят его к воде.
 
   К сожалению, полностью описать действо на день Ивана Купалы нет возможности,  как и привести все песни и обращения к  святым и силам природы.  Но даже из этих    фрагментов  видно, что и молодое, и старшее поколение умело не только работать, но и отдыхать, и веселиться, и чтить народные традиции…