Магия цвета - от античности до наших дней

Магическое значение цвета оспорить сложно. Возникали и рушились империи, мелькали в призрачном калейдоскопе эпохи, меняя взгляды и мировоззрения, ширился технический прогресс - но древнейшая вера в силу цвета всегда сопровождала человека. Даже заядлый циник подвержен цветовым приметам, выбирая оттенок интерьера, автомобиля или любимого гаджета. Врачи все больше увлекаются цветотерапией - универсальным рецептом от неврологических расстройств, а мода возводит в абсолют новое правило «color block» - способ выглядеть неповторимо и стильно.

девушка в радужных цветах

Магия цвета в античные времена

Первобытный человек поклонялся цвету как воплощению божеств - могучих сил природы. Первые верования были примитивно бесхитростными: черный - гнев, белый - жизнь, красный - веселье. Глубоким проникновением в тайну цвета человечество обязано античным цивилизациям.

Греки обращали внимание на глубокие, чистые природные оттенки - синий, оливковый, зеленый, коричневый. Желтый и золотой являлись проявлениями божественного начала, одежды солнечного цвета считались прерогативой олимпийских богов. Белый - цвет невинности, чистоты, девства и духовности, почитался как сакральное воплощение лучших человеческих качеств.

Непроницаемый антрацитовый традиционно служил приметой скорби, злого умысла и тайного сговора, именно черные животные часто служили жертвенным даром могущественным жестоким силам.

Гордые римляне вели отсчет своей истории от потомков грозного бога войны Марса. Поэтому особым почетом пользовались священные пурпурные и алые оттенки - своеобразные обереги народа, дар сурового бога. Дальнейшее усложнение общественного строя привело к жесткой цветовой градации: красные и белые одежды, а также многоцветные украшения были позволены лишь патрициям - римской элите. Простому сословию приходилось довольствоваться небелеными «бесцветными» и темными тканями. Сакральное значение также придавалось блеску металла и камней - магической «искре», которая считалась божественным цветом, способом общения высших сил со жрецами и знатью.

Наиболее мистический культ цвета существовал у древних египтян. Строго регламентированный порядок жизни, множество условностей породили особое отношение к цветовым сочетаниям. Магическими считались «цвета жизни»: синий и бирюзовый (цвет воды Нила), зеленый (оттенок папируса и посевов), золотой (цвет души и божественного начала). Макияж, украшения и одежда знати должны были соответствовать «жизненной» палитре. Фараонам и их домочадцам позволялись и предписывались «чистые» оттенки (черный и золотой как проявления родства с богами), а также пурпурный (цвет несгибаемой власти). Лицо и кожу следовало окрашивать охряным раствором, подчеркивая божественное происхождение. Простолюдины носили одежду белого цвета, которая символизировала чистоту помыслов.

Мистические значения цвета: исторические вехи

Ранний период Средневековья принес моду на философию цвета. Жесткие религиозные догмы не позволяли свободно выражать свои чувства, в противовес им возникла «рыцарская эпоха», говорящая на языке иносказаний. Символика поэтических строк и «языка цвета» позволяла объясняться в тайных чувствах. Культ «прекрасной дамы» предписывал влюбленному кавалеру использовать цвета возлюбленной, расцвет геральдики сделал обязательным цветовое оформление родовых гербов. Пурпурный, голубой и золотой цвета становятся индикаторами знатного происхождения, наделяются особой силой и тайной магией. Магическое значение цвета проявляет себя и в многочисленных рыцарских орденах - госпитальеры, тамплиеры, храмовники использовали «сакральные» сочетания цветов, известные лишь посвященным.

Ренессанс - возрождение античных канонов, органично вплетенных в христианскую символику. Художники идеализируют цветовые сочетания, добиваясь совершенства игры света и теней. Пастельные «зефирные» оттенки голубого, розового, золотистого служат квинтэссенцией стремления к высшим силам. Леонардо да Винчи определяет основы цветовой палитры как «божественное» откровение.

Эпоха инквизиции качнула маятник в иную сторону - суровая аскеза, пропаганда отречения от всего земного возвела в абсолют черный цвет и насыщенные оттенки, символизирующие власть и силу - бордовый, винно-красный, золотой. Алый и оранжевый цвета наделялись опасной «бесовской» силой и находились под запретом.

Технический прогресс, начавшийся в девятнадцатом веке, в основу изучения цвета поставил материалистические представления. Философские изыскания Гете и Ньютона, развитие физической оптики на некоторое время заставили человечество забыть о мистической составляющей.

Магия цвета: современность

Двадцать первое столетие, возвращаясь к истокам духовности, возрождает сакральные значения цвета. Успешно объединяя западные и восточные методики, цветовая магия предлагает актуальные значения палитры:

  • белый. Совершенный цвет, сочетающий в себе начало и завершение, смерть и зарождение нового, определенную веху пути. В эзотерических практиках белый используется в качестве основы либо акцента.
  • черный - антипод белого, абсолютный «поглотитель». Неоднозначный цвет, символизирующий как скорбь, горе, так и покой, удовлетворение. В магии способен усилить значение остальных цветов или символов.
  • красный - цвет жизненных сил, божественного проявления, гнева и мощи. В эзотерике является своеобразным «катализатором» процессов и явлений.
  • синий - цвет покоя, отречения и созерцания. В духовных методиках символизирует глубинную суть постижения, тайные знания.

Бессмысленно отрицать влияние цвета на человеческую жизнь. Позволив душе проникнуться верой в нехитрую древнейшую магию, можно окрасить собственную жизнь ярчайшими оттенками.

Лев и Весы

   Описание совместимости знаков зодиака Лев и Весы в семейной жизни, в творческом плане, в деловом партнерстве. Возможные противоречия, а также характеристика интимной сферы.

Культ зороастризма и учение о конце света

   Краткая статья об основах мировоззрения в зороастризме, связанном с учением о конце света. Актуальна в свете наступившего 2012.