Есть четыре разные сорта снов, которые имеют свое название по их свойствам: первый есть собственно сон, второй видение, третий мечта и четвертый привидение.
Видение есть то, когда мы не во сне, но наяву видим то, что нам снилось прежде, или когда какое-либо бестелесное существо открывает нам происшествие, имеющее с нами случиться в будущее время; так, например: волхвы, избегнувшие поисков Ирода, имели видение; таково видение Иаковом лестницы, прообразовавшей ему славу его колена; таково видение юным Иосифом снопов и звезд, которые прообразовали его возвышение над его братьями; таковы видения хлебодаря и вино-черпца, сидевших в тюрьме вместе с Иосифом, объяснившим их видения; Константин Великий также имел видение, по которому он и сделал себе священное знамя, осенявшее все славные подвиги его; Веспасиан, пробудясь, узнал того врача, которого представило ему видение как долженствовавшим вырвать зуб Нерону.
Мечта есть неизгладимое впечатление чего-либо на нашу память; это дитя пылкого воображения; как в зеркале отражаются предметы, так мечтания отражаются, и часто 6 чем много думаешь, то видишь и во сне; например: если человек чего слишком опасается, то ему снится, что это случилось с ним; жмот часто видит во сне балы и пирушки, а скряга — деньги.
Привидение, названное греками фантом, есть ночное видение, которое чаще всего представляется слабым умам стариков и детей.
Из сих четырех сортов снов два первые имеют вид вероятия, но два последние совершенно ложны.
Здесь кстати заметить, что всякий сон, которого хорошенько не упомнишь, не стоит никакого внимания, и что те, которые помнишь точно, приснились уже на рассвете или, по крайней мере, после полуночи; ибо до того времени все чувства и силы телесные заняты пищеварением.
Дальше надлежит знать, что сны разделяются на истинные и преобразовательные, или иносказательные. Первые так и случаются, как снятся; а последние только прообразуют то, что должно случиться; например: видеть во сне ангела означает великое счастие, благоденствие и успех во всех делах; видеть змею значит врагов, неблагодарность и злоключение, также обман. Сие последние сбываются часто уже через несколько дней после того, как приснились, а потому, рассуждая о снах, должно знать их различие и время, в которое они приснились, а не просто судить по сонникам, которые доселе изданы и не заключают в себя ничего достойного внимания; ибо они все составлены без всякого размышления и соображения.
Почитаю также нужным здесь упомянуть, что сны, достойные внимания и могущие быть растолкованными, могут видеть только люди трезвого поведения; ибо Излишество в питье и ядении уничтожает все прямые отношения настоящего к будущему. И так непременно должно обращать внимание на то состояние, в каком видел сон, и паче всего должно всегда иметь столько твердости духа и благоразумия, чтобы не огорчаться, если приснится что неблагоприятное.
Теперь скажем несколько о различии снов, происходящем от различия темпераментов или сложения человеческого.
Все флегматики, как люди холодного и влажного (сырого) сложения, чаще всего видят сны о вещах водянистых и тяжелых, о море, озерах, реках, болотах, рыбах, купаньи, умываньи и о разных других вещах и предметах, до воды касающихся.
Холерики, то есть люди натуры горячей и сухой, видят сны, относящиеся к огню, войне, разным воздушным явлениям, металлам и тому подобному, и почти всегда имеют своим предметом или жаркие споры, сильную любовь или другое какое возвышенное чувство души пылкой.
Сангвиник, или человек многокровный, натуры горячей и мок ротной, чаще всего видит во сне вещи забавные и веселые, пирушки, разные забавы и тому подобное.
Меланхолик, человек свойства холодного и сухого, наипаче видит сны страшные и неприятные, как-то: бедность, болезни, похороны, тюремное заключение, лишение имущества, потерю чего-нибудь ему любезного и тому подобное.
Сны, заслуживающие наибольшее вероятие, бывают зимою и летом, а более сомнительные — весною и осенью, ибо в последние два время года переменный воздух и непостоянная погода имеют большое влияние на расположение человеческого духа.
Как искусство толковать сны известно только весьма немногим и как для достижения совершенства в сем искусстве потребно слишком много времени, то я и решился издать сию книгу сколько для некоторой пользы, столько или еще и больше для удовольствия благоразумных и рассудительных читателей.
Я предлагаю здесь на суд просвещенной публике мои двадцатилетние труды, в которых я руководствовался превосходными творениями философа Еврипида, ученого Албумазара, Ансельма Юлия, Артемидора, Платона, Варлаама, Тота, Иоанна Кенигсбергера и других славных мужей.
Чтобы совершенно справедливо судить о снах, не должно выпу екать из виду следующую за сим таблицу лунных дней.
Порядок расположения описанных мною предметов по алфавиту показался мне самым удобным, и потому я употребил его.